Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

ОТВЕЧАЕТ ПРОФСОЮЗНЫЙ ЮРИСТ

Дата: 26 апреля 2022 в 19:58, Обновлено 20 ноября в 22:51

МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПЕРЕРЫВА НА ОБЕД? ОТВЕЧАЕТ ПРОФСОЮЗНЫЙ ЮРИСТ

«У меня не всегда есть возможность выходить из офиса на обед. Можно ли работать без обеденного перерыва?» – поинтересовалась в редакции газеты «Беларускі Час» работница одной из организаций Минского района.

На этот вопрос ответила главный правовой инспектор труда Минского областного объединения профсоюзов Оксана Попова:

– Полностью отказаться от обеденного перерыва нельзя. Однако по договоренности с нанимателем вы можете уменьшить его продолжительность.

Согласно с ч.1 ст. 134 Трудового кодекса, в течение рабочего дня работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более двух часов, который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается.

Время перерыва для отдыха и питания может устанавливаться:

  • для всех работников организации;
  • отдельно по структурным подразделениям;
  • индивидуально для отдельных работников.

Непосредственно время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) либо по соглашению между работником и нанимателем.

Если по просьбе работника наниматель полностью отменит перерыв для отдыха и питания или перенесет его на конец рабочего дня, это будет нарушением законодательства о труде. Такое нарушение влечет наложение штрафа от 2 до 20 базовых величин (ч. 6 ст. 10.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Таким образом, наниматель вправе сократить обеденный перерыв для отдельного работника до 20 минут. Однако данное условие необходимо включить в трудовой договор.

ЕСЛИ НАНИМАТЕЛЬ НЕ СОБИРАЕТСЯ ПРОДЛЕВАТЬ РАБОТНИКУ КОНТРАКТ, УВЕДОМЛЯЕТ ЕГО ОБ ЭТОМ, А РАБОТНИК НЕ СОГЛАСЕН, ОН ХОТЕЛ БЫ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ, ЧТО ДОЛЖЕН ПРЕДПРИНЯТЬ РАБОТНИК, ЧТОБЫ ОБОЗНАЧИТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ В ЭТОМ ВОПРОСЕ? МОЖЕТ ЛИ ОН КАК-ТО ПОВЛИЯТЬ НА РЕШЕНИЕ НАНИМАТЕЛЯ?

Обязанность уведомить о решении продолжить или прекратить трудовые отношения предусмотрена как у нанимателя, так и у работника. Согласно нормам ст. 261-2, 261-3 Трудового кодекса Республики Беларусь и обязанностям, прописанным в каждом контракте, работник обязан не позднее чем за 1 месяц до истечения контракта уведомить нанимателя о своем желании продолжить или прекратить трудовые отношения. В течение этого месяца стороны могут вести переговоры и достичь соглашения о продлении или заключении нового контракта.

Согласно ст. 261-3 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан продлить контракт в пределах пятилетнего срока его действия, на длительный срок, если стороны (и работник, и наниматель) примут согласованное решение о продлении трудовых отношений. Продление контракта в пределах пятилетнего срока его действия осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года, а с работником, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, – на срок до истечения максимального срока действия контракта.

Важно, чтобы в данном вопросе стороны пришли к согласию. Необходимо понимать, что положения ст. 261-3 ТК РБ о длительных сроках продления контракта применяются в случае, если стороны приняли согласованное решение о продлении трудовых отношений, основанных на контракте. Если нанимателем будет принято решение о прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока действия контракта, работник не будет иметь право требовать их продления.

При этом отдельным категориям работников (например: добросовестным, не имеющим дисциплинарных взысканий, имеющим длительный стаж работы или высокий профессиональный уровень и т.д.) дополнительные гарантии могут быть предоставлены коллективным договором, заключенным в организации. Узнать об этих гарантиях вы можете у председателя первичной профсоюзной организации.

ЗАБОЛЕЛ ВО ВРЕМЯ ТРУДОВОГО ОТПУСКА.МОЖНО ЛИ ПРОДЛИТЬ ЕГО?

Отвечает профсоюзный юрист Алла Авдеенкова.

– Можно. В соответствии с п.1 ч.1 ст.171 ТК трудовой отпуск может быть перенесен или продлен при временной нетрудоспособности работника.

Так, если работник заболел во время трудового отпуска, его можно продлить на соответствующее число календарных дней. Также предусмотрен перенос неиспользованной части отпуска на другой согласованный с нанимателем срок текущего года.

Продление трудового отпуска осуществляется со дня, следующего за днем окончания трудового отпуска либо периода нетрудоспособности (если нетрудоспособность наступила в течение отпуска и продолжилась после его окончания), независимо от того, на рабочий или выходной день он выпадает.

Работник обязан уведомить нанимателя о причинах, препятствующих использованию трудового отпуска в запланированный срок, и времени продления отпуска.

  С КАКИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ МОЖЕТ СТОЛКНУТЬСЯ НАНИМАТЕЛЬ ,ЕСЛИ ОН НЕСВОЕВРЕМЕННО УВЕДОМИТ РАБОТНИКА О ПРЕКРАЩЕНИИ КОНТРАКТА.

 Отвечает профсоюзный юрист Андрей СТЕЛЬМАХ   

– Каждая из сторон, заключивших контракт, обязана не позднее чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупредить другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения (ст.261 ТК). Если по каким-либо причинам месячный срок предупреждения пропущен, то, в соответствии с ч.1 п.12 постановления Пленума Верховного суда от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников», такое нарушение не повлечет восстановления работника на работе, но может стать основанием для вынесения судом решения о возмещении морального вреда (ст.246 ТК).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.